siticen: (Default)
[personal profile] siticen
Словарь Ушакова:
РАДИОЗАЯЦ. Лицо, включившее свой аппарат в радиосеть без уплаты соответствующих абонементных взносов за право пользования радио.

Викисловарь приводит такой пример:
Радиолюбители протестуют против такого порядка массовым радиозайчеством: на 15 000 зарегистрированных приходится приблизительно 50 000 радиозайцев.

Методом научного гугления (то есть учитывая и изначально дефисное написание этого слова) я нашел еще несколько занятных текстов:
Регулярное радиовещание в Одессе началось 18 января 1928 года. Этому предшествовала напряженная работа по радиофикации Одессы и области. Главным средством радиовещания были радиоузлы и радиоточки. Люди старшего поколения помнят еще громкоговорители, установленные в общественных местах, посредством которых радиопередачи выходили в эфир и были доступны всем горожанам, еще не имеющим радиоточки. В местных отделениях связи лежали сотни обращений с просьбой подключить радиовещание в частные дома и организации. Оплата за пользование радио была небольшой, однако неофициальное самостоятельное подключение к сети каралось законом. Газета время от времени предупреждала:
«Всякий, кто не поставил антенну и сделал ввод в квартиру — есть радиозаяц, если он не зарегистрирован» ("Известия", 1928, 6 июня).

То же и в Латвии:
Перед покупкой приемника надо было заплатить абонентскую плату за пользование Радиофоном за три месяца вперед — 2 лата в месяц, летом — лат, годовой абонемент — 21 лат. Неплательщиков наказывали по закону Керенского — своих законов в этой области в Латвии тогда не было, пользовались тем, что было.

«По этому закону надо было платить шесть тысяч рублей или полгода принудительных работ. Не платишь в троллейбусе, автобусе, как тебя называют — "зайцем"? Слушаешь без разрешения радио? Тоже заяц! Но только "радиозаяц". — Много ли известно таких штрафов? — Да, были. Но обыкновенно заканчивалось извинением, сожалением и сиюминутной уплатой и регистрацией "радиоприемного устройства"».

Проверяли и штрафовали полиция и сотрудники Радиофона. Они могли заходить в квартиры и...

«Да, проверять абонемент, была книжка, что ты уплатил — и была печать, что ты официально купил. Был такой штамп PTD, Pasta telegrafa departaments, что твой аппарат официально куплен или неконтрабандным путем завезен из-за границы. Находить "радиозайцев" было очень просто — к таким приемникам надо 30 метров и повыше антенну тянуть».

Тем, кто сам собрал детекторный приемник, следовало его зарегистрировать и платить абонентскую плату.

У раннего ("гудковского") Булгакова нашлась такая сценка:
Днем явился вежливый человек и сказал:
— Я контролер. Давно ли у вас эта штука?
— Два дня, — ответил я, предчувствуя недоброе.
— Вы, стало быть, радиозаяц, да еще с громкоговорителем, — ответил контролер, — вам придется заплатить двадцать четыре рубля штрафу и взять разрешение.
— Это не я радиозаяц, а Петя радиомерзавец, — ответил я, — он меня ни о чем не предупредил и кроме того испортил всю комнату и отношения с окружающими. Вот двадцать четыре рубля, и еще шесть рублей я дам тому, кто исправит эту штуку.
— Мы вам пришлем специалиста, — ответил контролер и выдал мне квитанцию на двадцать четыре рубля.

А вот Катаев, радиофельетон 1924 года:
До сих пор у меня были читатели и почитатели.
Теперь у меня будут слушатели и подслушиватели. Так называемые радиозайцы...
<...>
Каждый честный радиослушатель сидит у себя дома и, держа в руках установленное разрешение на радиоприемник, с полным сознанием своей чистоты перед законом слушает радиогазету.
Но смеется он или плачет, неизвестно.

Радиозаяц напротив.
Наскоро срезав в ближайшем учреждении телефонную трубку, ловко выкрав аршин пятнадцать первой попавшейся под руки проволоки и таким же способом приобретя все другие принадлежности радиолюбительства, радиозаяц спешно вползает куда-нибудь на чердак и, дрожа от малейшего шороха, начинает лихорадочно подслушивать радиогазету.
Но смеется он или плачет — неизвестно.
По всей вероятности, смеется. Потому что плакать ему нет никаких оснований: трубка даром, проволока даром, радиогазета даром — не жизнь, а масленица.

Демьян Бедный тоже не обошел своим вниманием эту тему:
Демьян Бедный (когда-то сосед Л. Сосновского, у которого Цванкин состоял в секретарях, — по "белому коридору" Кремля), узнав, что в Москве ловят "радиозайцев" (тогда требовалось вносить абонентскую плату за каждый аппарат) и что незарегистрированный радиоприемник нашли у Цванкина, написал двухчастное обличительное стихотворение "Язык мой — враг мой!" ("Известия", 1927, 20 февраля). Из первой части:

Вы коммунист иль — сторона,
Вьюн у партийного порога?
Что ж! Если "Правда" вам скучна,
Гуляйте! Скатертью дорога!

Из второй:

Радиозаяц… журналист —
Московский, да-с, не захолустный! —
Не сметил, что газетный лист —
Газетный лист, а не капустный!

Из выступления "тов. Лазутина (Кадниковский уезд)" на каком-то совдеповском шабаше (газета "Красный Север", № 301, 29 декабря 1928 г.):
Надо обратить внимание, чтобы все коммунисты-крестьяне обязательно вступали в колхозы и осуществляли бы правильное партийное руководство. Антирелигиозная пропаганда в деревне проводится плохо. Партийные организации недостаточно уделяют этому внимания. Теперь приходится наблюдать, как попы проявляют свою активность и оказывают влияние на молодежь, не состоящую в комсомоле. Один поп организовал кружок радиолюбителей, поставил антенну и старался завлечь в этот кружок как можно больше молодежи. Впоследствии этот поп был оштрафован как радиозаяц. Надо в дальнейшем обратить серьезное внимание на антирелигиозную работу, особенно в Свердловской вол[ости].

А в третьем номере "Крокодила" за январь 1926 года напечатали карикатуру с такой подписью:
— Товарищ контроль... Я в Москву, на радиосъезд еду.
— А почему зайцем?
— Я радиозаяц.

По-моему, это шутка того же уровня, что и рифма "ботинки — полуботинки": слово-то по сути одно и то же, никакой игры смыслов не возникает. Вот если б они что-нибудь такое про фабзайцев (про которых я тоже узнал сегодня, хотя это слово и более известное) придумали — другое дело (фабзаяц это фабзавучник, ученик ФЗУ (фабзавуча), слово образовано по созвучию).

***
Ну и бонусом, чтобы два раза не вставать, — лишь слегка относящаяся к теме поста заметка из той же газеты "Красный Север", замечательно передающая the Soviet spirit of 1928:
Радио и кино — проводники культуры в массы

Останавливаясь на радио и кино, нужно сказать, что при всё развивающемся в нашей губернии хулиганстве, в особенности в деревне, при наличии большого количества убийц на этой почве, на почве пьянства, на работу радио и кино мы должны обратить самое сугубое внимание. Нужно со всей полнотой использовать эти виды культурно-просветительной работы, добиться того, чтобы создать такую обстановку, чтобы радио и кино постепенно вытесняло из деревни водку, самогон, хулиганство. Нужно всеми мерами бороться с преступлениями, убийствами на почве пьянства и хулиганства. Только при этих условиях мы сумеем сохранить тех 200-300 молодых и здоровых парней, направить их силы на поднятие производительности сельского хозяйства, которые ежегодно погибают от ножа хулигана.

Date: 2022-07-29 01:35 am (UTC)
spamsink: (Default)
From: [personal profile] spamsink
Про фабзайцев я знал, про радиозайцев - не знал. Забавно. Но так в UK с телевизорами чуть не посейчас так же.

Profile

siticen: (Default)
siticen

March 2026

S M T W T F S
123456 7
8 91011121314
15 161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 24th, 2026 02:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios